Сложно найти компанию, которая обходится без копирайтинга. Где-то этим занимается сам собственник, если мы говорим о малом бизнесе. Но в большинстве случаев предприниматели нанимают отдельного специалиста. Его задача – заниматься «упаковкой», как теперь модно называть, информации о компании, ее услугах или продуктах, ее сотрудниках в умные, интересные, продающие тексты.
Как получить максимальный эффект от взаимодействия с таким сотрудником? Мы на основе полученного агентского опыта сформулировали 4 правила, придерживаясь которых можно получить хороший результат.
Правило 1. Из ничего не выйдет ничего
Задачи по копирайтингу можно разделить на 3 больших группы: тексты для сайта (информационные, коммерческие, т.е. «продающие»), посты для соцсетей и статьи для СМИ. Сегодня мы коснемся только подготовки контента для сайта.
Никто лучше владельца компании или директора не знает о бизнесе. Каков рынок? Где на этом рынке ваша компания? Как она влияет на свой сегмент? В чем уникальность предлагаемых ею услуг или продуктов? Копирайтер вряд ли знает такие тонкости, особенно, если он на фрилансе или на аутсорсинге. Задача заказчика – дать максимально подробную информацию по теме необходимого текста. Да, есть копирайтеры, которые специализируются в отдельных отраслях: IT, нефтегазе, фэшн-индустрии и т.д. Они имеют перед глазами общую картину рынка, в которую вам нужно вставить свой «паззл». И насколько этот «паззл» будет полезным для потенциальных потребителей зависит от количества и качества предоставленных данных. В любом случае, без подробной информации ничего не получится. Отделаться парой общих фраз не получится.
Резюме: копирайтер изложит то, что вы ему скажете. В лучшем случае, он дополнит текст релевантной информацией, найденной в интернете. Поэтому, если хотите получить качественный текст, предоставьте качественную информацию. Копирайтеры – не волшебники, и получать данные из воздуха не умеют.
Правило 2. Четкое ТЗ.
Без четко сформулированного технического задания текста не получится. Что обычно входит в подобное ТЗ? Вот несколько основных моментов:
В ТЗ для статей добавляется еще несколько пунктов, в частности, ключевые слова, показатель уникальности текста и указание сервиса, на котором ее можно проверить, уровень заспамленности, объем «воды» и т.д.
Резюме: не нужно ждать от копирайтера чего-то «вау крутого». Это текст для сайта, а не сценарий голливудского боевика. Он должен быть написан грамотным языком, легко читаться и отвечать на основные вопросы потенциальных заказчиков: кто вы? Что вы делаете или предлагаете? Почему нужно отдать предпочтение именно вам? Если ТЗ составлено подробно, текст в результате получится достаточно качественным.
Правило 3. Сколько вешать в граммах?
Еще один камень преткновения при работе с копирайтером – количество итераций, в рамках которых будет подготовлен итоговый вариант текста. Обязательно включайте этот параметр в договор! В противном случае подготовка небольшой информации на 1500-2000 п.зн. может растянуться на несколько месяцев. Часто у заказчика нет четкого понимания, как должен выглядеть итоговый текст. В результате каждая итерация включает в себя исправления и комментарии со стороны заказчика, часто противоречивые, и таких согласований может быть и 3, и 5, и 7. Каждый раз клиент будет видеть новые возможности сделать текст еще лучше, внеся очередные изменения. Но, как известно, совершенству нет предела.
Резюме: зафиксированное в договоре конкретное количество итераций сделает процесс согласования текста конечным и позволит избежать лишних трат времени и ресурсов на доработку.
Правило 4. Один центр принятия решений.
Оценка качества копирайтинга, как и многих процессов, связанных с творчеством, грешит вкусовщиной. Сколько людей – столько и мнений на то, как должен выглядеть текст. Договаривайтесь, чтобы итоговое решение принимал один человек. Это непросто, но в конечном итоге именно этот момент позволит вместе с договоренностью о количестве итераций успешно завершить проект в установленные сроки. В нашей практике были случаи, когда текст согласовывали 3 сотрудника заказчика, у каждого из которых было свое видение содержания. Согласование растянулось на несколько месяцев и едва не стоило потери клиента.
Резюме: одна точка входа на стороне заказчика сбережет время, ресурсы и нервы исполнителей.