Накануне Дня предпринимателя агентство Zetta Priori провело небольшой опрос среди владельцев бизнеса и индивидуальных предпринимателей, чтобы узнать, как наши коллеги повышают мотивацию, как борются со стрессами, с какими мыслями двигают вперед свое дело и т.д.
Полученная обратная связь неопровержимо свидетельствует: российские предпринимали – большие оптимисты, для которых практически не существует преград к достижению поставленной цели. Они умны, обладают хорошим чувством юмора и дерзостью. Они образованы и начитаны: достаточно проанализировать их девизы по жизни – среди авторов цитат Эдгар Уотсон Хау, Уинстон Черчилль, Отто фон Бисмарк, Макс Фрай. При этом они ценят независимость, обладают здоровым цинизмом и неистребимой верой, что все будет хорошо. Это дает определенную уверенность, что устойчивость нашей экономики будет обеспечена при любом «шторме».
Итак, какими принципами руководствуются российские предприниматели в жизни?
«Всякий раз, когда я сажусь в автомобиль, или включаю свет, или говорю по телефону, или получаю завтрак в кафе, я вовсе не уверен, что я в долгу перед каким-либо политиком. Но я точно знаю, что я в долгу перед каким-либо предпринимателем, который всё это сделал возможным»
«Нельзя выиграть войну под лозунгом «Осторожность прежде всего»
«Не Боги горшки обжигают!»
«Деньги в кассу – искусство в массы!»
«Мечты становятся реальностью, когда мысли превращаются в действия»
«Делай то, на что у других не хватит смелости»
«Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма»
«В жизни почти все трудно. Но «невозможно» - бессмысленное слово»
«Учись так, словно предстоит жить вечно. Живи так, как будто предстоит умереть завтра»
«Когда внутри погибает нытик и не волнует, что скажет стая.
Когда сама себе – первый критик, корона держится, как влитая».
Для них предпринимательство – не только способ заработать, но и возможность самому планировать свою жизнь. Для некоторых свое дело – это способ самореализации и самосовершенствования. Образом жизни стал бизнес для рыночных «долгожителей» (для тех, кто уже не первый год на рынке). Несмотря на не самые комфортные условия, остались предприниматели, которые видят в своей работе возможность сделать мир лучше и совершеннее.
Предпринимательство очень часто сопровождает стресс. У каждого из наших респондентов есть свой рецепт выхода из стрессовой ситуации. Кого-то успокаивает чтение о провалах, через которые прошел в своей жизни Илон Маск. Кому-то нужно уйти куда-нибудь подальше от людей и пожалеть себя. Некоторым помогает просмотр любимого сериала, например, «Форс-мажоры». Ну, а если уж совсем невмоготу, используют алкоголь, как эффективное обезболивающее от неприятностей. Но есть закономерность: чем дольше человек занимается бизнесом, тем меньше он подвержен стрессам. Вырабатываются защитные механизмы и определенная доля пофигизма, которые нивелируют раздражение и страх.
Стресс – не единственное, с чем приходится бороться. Падение мотивации губит предпринимателей с не меньшей скоростью. Время от времени даже у, казалось бы, успешных людей опускаются руки, и цели кажутся недостижимыми, и хочется только одного – чтобы все оставили в покое. Как с этим бороться? Помогают друзья, психолог и защитные силы собственного организма: иногда случайная покупка платья или поход на мастер-класс по живописи помогают гораздо эффективнее, чем книги по самосовершенствованию. А есть те, кто не нуждается во всем этом, потому что «жизнь прекрасна сама по себе в любом проявлении, и она не нуждается в мотивации.»
Эксперты говорят, что реально работающих бизнесов в России около 1,5 млн. http://metkere.com/2016/04/businesscount.html (точную цифру установить достаточно сложно, т.к. данные официальной статистики не дают реального положения дел). В средние века создали бы гильдию. Жаль, что сейчас это слово как-то вышло из употребления. Сегодня предприниматели объединяются в союзы, общества, партии. Мы поинтересовались у наших респондентов, что, по их мнению, могло быть изображено на гербе (если уж мы про гильдию) или на логотипе предпринимательского сообщества? Планета Земля – один из ответов, поскольку все самое ценное создано именно предпринимателями. Есть мнение, что это может быть лавровый венец – как символ нерушимости и победы (успеха в бизнесе в нашем контексте), кадуцей – как символ острого разума, изобилия и торговли, а также объединяющий знак, изображающий содружество людей. Еще один вариант: что-то символизирующее движение и бесконечность, спираль галактики, например.
Начиная свой бизнес, никто не знает, «взлетит» ли он и будет ли успешным. Может, именно этим и привлекает предпринимательство – возможностью испытать себя?